Быстрый переход

Усилители Naim Statement c акустическими системами Focal Maestro Utopia Evo

26.01.2024

Компоненты этого суперкомплекта пробыли в разработке не одно десятилетие. Проект Statement был заложен ещё в 2011 году и заставил компанию Naim радикально пересмотреть многие инженерные подходы. А на доводку систем флагманской серии Utopia Focal потратила вообще больше четверти века. Но только так и рождаются вещи, которые даже в стремительном мире высоких технологий надолго остаются эталонами.

Снимок экрана 2024-01-26 134323.png

СВЯЗАННЫЕ ОДНОЙ ЦЕЛЬЮ

Увидеть и услышать именно такое сочетание компонентов, полагаю, было и остается мечтой многих аудиофилов. Составляющие этой грандиозной системы буквально рождены друг для друга, хотя их создавали разные люди в разных местах и в разное время.

Французская компания со своим безальтернативными Utopia вышла на рынок High End акустики ещё в 1995 году, хотя изначально это даже не было полноценным коммерческим проектом — основатель Focal-JMLab Жак Мауль таким образом решил показать, что многие параметры громкоговорителей можно существенно улучшить за счёт глубоких научных изысканий и передовых технологий.

Снимок экрана 2024-01-26 134528.png

К проектированию второго поколения «Утопий» подключили известных промышленных дизайнеров, и это принесло серии узнаваемость и успех. А в современной третьей эволюции топ-линейка Focal уже окончательно обрела признаки эталонной аудиофильской акустики, продуманной до мельчайших деталей. Которая, как нетрудно догадаться, требовала для себя таких же безукоризненных источника и усилителей.

Теперь вспомним, что Naim Audio публично представила свои топовые усилители Statement после трех лет разработок — в 2014-м. В том же году оба производителя объявили об учреждении группы Vervent Audio. И то, и другое стало следствием сближения английского и французского брендов — огромный интерес к топовой акустике Focal на различных выставках и побудил Naim взяться за проектирование усилителей, достойных «Утопии», и хорошенько вложиться в НИОКР.

Подходы при проектировании, кстати, похожи. Со слов главного конструктора Naim Саймона Меттьюза (Simon Matthews), Statement при всей своей сложности и эпической мощности делался ради одной цели — для воспроизведения всего спектра музыкальных эмоций. К тем же идеалам полного погружения и сопереживания музыке шли и создатели Focal Utopia.

Снимок экрана 2024-01-26 134558.png

Прямой привод

Создание Naim Statement, безусловно, стало кульминацией огромного опыта компании в проектировании аудио электроники. Проявляется это не только во внушительных размерах системы, но и в её разделении на отдельные блоки ради полной изоляции от любых нежелательных внутренних и внешних воздействий.

Коммутация входных каскадов в центральной предварительной секции NAC S1 сосредоточена внизу на общей медной раме. Для защиты от электромагнитных наводок эта часть закрыта металлическим экраном. Блокировка вибраций осуществляется при помощи специальных рессор. Собственная частота колебаний подвеса лежит ниже 9 Гц — по замыслу разработчиков, это отсекает все механические воздействия в слышимой полосе.

 Входы от разных источников развязаны друг от друга электрически, а все входные сигналы преобразуются в балансные, и только в таком виде подаются в верхнюю часть преда для усиления. Платы здесь также имеют оригинальные подвесы для снижения микрофонного эффекта, а вся «голова» усилительной системы, на которой также располагается стильный индикатор входов, четыре кнопки управления и крупный регулятор, дополнительно изолирована от нижней секции акриловой вставкой.

Схема регулирования громкости NAC S1 работает, как я считаю, по гениальному двойному алгоритму. Микропроцессор, который обеспечивает плавную регулировку, включается только во время изменения уровня. После чего выбранная слушателем громкость фиксируется переключением на элементарный аттенюатор с сотней возможных ступеней. Таким образом инженеры избежали множественных резистивных делителей, ключей, переходов и т. д., сделав сигнальный тракт предельно коротким.

А еще в преде, по сути, реализована идея «прямого привода» для усиливаемого сигнала, причем в самом бескомпромиссном виде — каждый усилительный каскад получает питание от своего DR — сверхстабильного дискретного регулятора Naim, который, вдобавок, расположен максимально близко к месту доставки энергии.

Тройное усиление

Основу моноблоков NAP S1 составляют внушительный набор мощных дискретных стабилизаторов и тяжеленные трансформаторы на 4 кВА, установленные вертикально на усиленных рамах в нижней части корпусов. Эти рамы связаны только с жестким основанием и не позволяют вибрациям силового железа передаваться на элементы звукового тракта.

Топология оконечников — мостовая трехкаскадная. ООС применяется только в первом каскаде, который является усилителем напряжения. Средний каскад выполняет согласующие функции — сверхбыстрая схема препятствует возникновению любых отклонений в сигнале. Заключительный выходной повторитель работает с единичным коэффициентом и служит усилителем тока. Его возможности вообще запредельные — на нагрузку в 1 Ом усилитель может выдать до 9 кВт. Мощность на стандартные 4 Ом тоже впечатляет — до 1450 Вт!

Чтобы максимально ослабить специфические тепловые искажения в мощных полупроводниках, в NAP S1 транзисторы установлены на массивные алюминиевые теплоотводы через подложки из нитрида алюминия с высокой теплопроводностью, а в состав термопасты добавляется алмазная пыль. В сочетании с другими химическими компонентами она уменьшает тепловое сопротивление перехода примерно на порядок.

Снимок экрана 2024-01-26 134637.png

Ваш выход, маэстро

Системы Maestro Utopia Evo уже отличились в редакционных тестах, завоевав в 2019 году высшую награду Grand Prix, поэтому я ограничусь кратким описанием этих инженерных шедевров.

Maestro — это самые крупные и продвинутые модели с постоянными магнитами (у Focal Stella Utopia и Grande Utopia, напомню, сделано иначе — в басовиках применяются электромагниты). Этим колонкам не потребуются внешние блоки питания для подмагничивания и при этом у Maestro все в порядке с чувствительностью — 93 дБ хватит даже для не слишком мощного лампового усилителя.

В верхней части размещается среднечастотник последнего поколения с диффузором из W-композита, «нейтральным индуктивным контуром» NIC, демпфером резонансов TMD на каучуковом подвесе и составными магнитами Power Flower. В средней секции видим бериллиевый твитер IAL2 – самый совершенный из созданных специалистами Focal. Весь объем позади него представляет собой тщательно рассчитанный «бесконечный» объём.

Ну а в основной нижней камере — пара 27-сантиметровых басовиков из упрочненного композита, которые, кстати, слегка отличаются параметрами. У верхней головки — облегченный диффузор для лучшего согласования с СЧ-секцией. У нижней — измененный привод с увеличенной до 50 мм звуковой катушкой и двойными ферритами.

Кроссовер — с расширенными возможностями. Допускает не только подключение bi-wiring или bi-amping, но и подстройку отдачи каждой из трех полос. Дальше в тестах я использовал только обычное однопроводное подключение и после нескольких проб остановился на штатном положении перемычек.

Снимок экрана 2024-01-26 134655.png

Прима дома

Бывает, что характер звучания аудио системы в целом, её жанровые склонности и прочие важные признаки определяются каким-нибудь одним компонентом. В системах высокого класса это вообще обычное явление, и четыре года назад, когда такие же Maestro мы слушали с «Макинтошами» пониже классом, это улавливалось на слух. Акустика, явно претендовавшая в системе на роль первой скрипки, вела себя очень дипломатично, позволив американской электронике звучать в своем фирменном ключе: размашисто, обильно на тембры, с легким приукрашиванием действительности.

Но сегодня не тот случай — в этой связке никто ни над кем не доминирует, не чувствуется никакой подкраски или напряженности. Есть абсолютная свобода, полное согласие и единение сил.

Динамика, тональная картина и сценическое пространство настолько хорошо согласованы между собой и ничем не ограничены, что системе подвластны любые музыкальные стили и эпохи. Я потратил час на прослушивание привычных записей, а затем перешел к совсем неизученным и сомнительным трекам, которые просто боялся включать в High End системе, и понял, что нынешний комплект не создает ни малейших препятствий для музыкальных изысканий.

Главная фишка этой связки состоит в том, что она полностью устраняется из воспроизводимой музыки — в её звуковом почерке едва ли вообще возможно уловить какой-либо «аппаратный след» от источника, усилителей или акустики (в чем, кстати, видится и заслуга кабелей InAkustik Air). Когда проигрывается нечто качественно записанное в высоком разрешении, то звучание воспринимается как совершенно натуральное или вообще живое.

Снимок экрана 2024-01-26 134721.png 

Да, масштаб отдельных инструментов и исполнителей может не совпадать с личными представлениями о сцене, зато прекрасно различимо, как записывался каждый источник звука, какой микрофонной техникой, как миксовался с другими и т. д. Фонограмма может быть не слишком ясной и прозрачной, но о зафиксированном событии все равно получаешь едва ли не полное представление.

Переключаешься на треки CD-качества — становится заметна компромиссность самого формата. Переходишь на сжатый контент и тоже все предсказуемо: теряются детали, упрощается пространство, уходит воздух… Но парадокс состоит в том, что даже на сильно сжатых потоках (от онлайновых сервисов, например) система все равно радует музыкальностью — даже тот ограниченный по диапазону и изъеденный цифровой компрессией кошмар выдается настолько честно и внятно, что это даже увлекает.

То, что я ничего не сказал про звучание усилителей Naim, и есть лучший комплимент этим гигантам. Работа Statement настолько безупречна, что вообще нечего обсуждать. Они способны передавать тончайшие оттенки, но в любой момент готовы так вломить динамикой, как не сможет ни один гигантский моноблок. Это уже что-то из категории аудиофильского супероружия.

Разумеется, чтобы реализовать весь потенциала системы, понадобится поработать над комнатой прослушивания. В идеале она должна быть столь же безупречной — просторной, но не слишком, с минимальным количеством ранних отражений, но не переглушенной, не создавать условий для заметных стоячих волн. При наличии в продаже такой массы современных материалов для акустической обработки помещений это не составит большого труда. Обойдется это не слишком дорого, но реально приблизит результат к абсолютному. 


Снимок экрана 2024-01-26 134746.png

СИСТЕМА

Сетевой проигрыватель Naim ND 555 с блоком питания 555 PS DR

Кабели

   LAN Oehlbach State of The Art Cat 8.1

   Межблочные XLR InAkustik Referenz NF-2404 Air и Naim Hi-Line

   акустические InAkustik Referenz LS-4004 Air

   силовые InAkustik Referenz AC-2404 Air

 

Naim NAC S1

Производитель: Vervent Audio Group

naimaudio.com

 

Входы: 3 DIN, 3 пары RCA, 3 пары XLR || Выходы: 2 DIN (4 pin), пара XLR || Габариты: 270 х 940 х 412 мм || Масса: 61,5 кг || Цена:

 

Naim NAP S1 L/R

Входы: XLR || Входное сопротивление: 18 кОм || Выходная мощность на нагрузке 4/8 Ом: 1450/746 Вт || Выходная мощность на нагрузку 1 Ом: 9 кВт || Пиковая выходная мощность: 500 Вт || Габариты: 256 х 940 х 383 мм || Масса: 101 кг || 

 

Focal Maestro Utopia EVO

Производитель: Vervent Audio Group (Франция)

www.focal.com/ru

 

Конфигурация: 4 излучателя, 3 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 25 - 40 000 Гц || Нижняя граничная частота (-6 дБ): 21 Гц || Чувствительность: 93 дБ (2,83 В/1 м) || Сопротивление (номинальное/минимальное): 8/3,1 Ом || Частоты раздела полос: 280 и 2200 Гц || Рекомендуемая мощность усилителя: 80 – 600 Вт || Отделка: Dark Walnut, Ash Grey, Black, British Racing Green, Carrara White, Metallic Blue, Noyer Fonce, Noyer Naturel || Габариты: 455 х 1470 х 770 мм || Масса: 116 кг || Цена за пару: ?9 000 000 руб.

 

Редакция благодарит салон Espace Bureau за помощь в проведении теста


 

Назад к списку новостей